Колядина Татьяна Николаевна. Персональный сайт воспитателя.
Рабочая программа для детей 3-4 летСОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ · Пояснительная записка………………………………………………………………………..………….…….. стр.2 · Цели и задачи основной образовательной программы …………………………….……………………... стр. 2 · Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………………………….…. стр.4 · Значимые для реализации рабочей программы характеристики ................................................................стр.5 · Особенности организации образовательного процесса в группе…………………………………………. стр. 6 · Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 5-6 лет....…………………….………… стр.7 · Паспорт группы…………………………………………………………………………………………......……...стр.8 · Социальный паспорт средней старшей группы на 2015 – 2016 учебный год ……………….…..……… стр.9 · Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………. стр. 9 · Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………..……стр.12
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ · Содержание психолого-педагогической работы.......................................................................................стр.13 · Перечень основных видов организованной деятельности…………………………………………………..стр.15 · Комплексно-тематическое планирование в средней группе №1…………………………………………...стр.16 · Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах………………………………..….стр.20 · Совместная деятельность воспитателя и детей при решении образовательных задач ………………..стр.200 · Самостоятельная деятельность детей…………………………………………………………………………стр.236 · Взаимодействие с семьями воспитанников..............................................................................................стр.241 · Вариативная часть программы…………………………………………………………………………..…….стр.252 · Формы, способы, методы и средства реализации программы…………………....………………………стр. 253 · Перечень методических пособий для реализации программы……...……………………………………стр. 259 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ · Режим дня…………………………………………………………….............…………………………………. стр. 260 · Оформление предметно-пространственной среды .……………………………………….........………….стр. 265 · Культурно-досуговая деятельность …………………………………………………….……….....………….стр.293
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана педагогами Средней группы №1 на основании основной общеобразовательной Программы дошкольного образования МБДОУ и комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 Младший возраст (от 3 до 4 лет) – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время малыш переходит к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, окружающим миром. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в процессе получения опыта сотрудничества со взрослыми. Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Правильное развитие младшего дошкольника может быть обеспечено лишь в единстве образовательной и оздоровительной работы. В младшем дошкольном возрасте осуществляется взаимозависимость физического и психического развития, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и образовательные мероприятия объединить в согласованную систему.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы. Задачи программы: · Развитие устойчивого познавательного процесса; · Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания); · Развитие различных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического); · Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития; · Развитие творческо-речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы. · Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры); · Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым; · Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности; · Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения; · Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства; · Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; · Создание непрерывной системы в воспитательно – образовательной работе ДОУ с семьей.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: · забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; · создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; · максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; · творческая организация образовательного процесса; · вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; · уважительное отношение к результатам детского творчества; · единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи; · соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в ДОО. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Основные принципы построения и реализации рабочей образовательной программы: · соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · сочетать принципынаучной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); · соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); · строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; · основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; · обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; · предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детейне только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; · строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами · предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Содержание образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Рабочая программа направлена на: · разностороннее развитие воспитанников, учитывая психофизиологические закономерности их развития; · развитие эмоционально-аффективной сферы, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально, не вербально (в движении, мимикой, голосом, в творчестве), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости; · развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, формированию социально-уверенного поведения; · поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. · на развитие воображения и основанного на нем творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения; · базисное содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях с учетом региональной специфики (географически условий, национальных и культурных традиций), на вариативность его реализации, на развитие инициативы и творчества педагогов дошкольных образовательного учреждения. Реализацию содержания образовательной программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения (занятиях), сколько через организацию работы с детьми вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать развивающим играм, чтению художественной литературы, продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира, а также грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно,по собственной инициативе. Оптимальным условием развития ребенка является социально-педагогическая культура педагога, раскрывающаяся в такой категории, как «взаимодействие». Сущностно-содержательные характеристики этого процесса фиксируют степень личностной включенности педагога в образовательный процесс, ведущей к осознанной заинтересованности в ребенке как самоценности. Именно от системы отношений «ребенок-взрослый» зависят направленность и смысловое содержание всего педагогически организованного деятельностного комплекса. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ
В основе образовательного процесса ведущей является игровая деятельность. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей. Педагоги группы осуществляют свою деятельность в соответствии со следующим списком нормативных документов: - федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; - нормативные документы регионального и муниципального уровней. Режим работы группы : пятидневная рабочая неделя; длительность работы - 10,5 часов; ежедневный график работы - с 07.30 до 18.00 часов; выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни. Организованная образовательная деятельность проходит в форме занятий. Продолжительность занятия в группе – 15 минут. Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНом (не более 2 занятий в день). Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
ПАСПОРТ ГРУППЫ
Итого в группе: 13 воспитанников, из них 8 мальчиков, 5 девочек. Все воспитанники из социально-благополучных семей. Осуществляется гендерный подход. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ Средней группы №1 на 2017 – 2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Физическое развитие
-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление. -Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. -Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. -Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. -Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. -Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5м. Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность -Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. -Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. -Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. -Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). -Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. -Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. -Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале). Трудовая деятельность - Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. -Может помочь накрыть стол к обеду. Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя).
Безопасность -Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. -Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. -Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. Познавательное развитие -Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). -Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. -Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. -Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же». -Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму. -Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска). -Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь». -Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). -Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город (поселок, село). -Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. -Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. -Проявляет бережное отношение к природе.
Речевое развитие -Рассматривает сюжетные картинки. -Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. -Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. -Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. -Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. -Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Художественно-эстетическое развитие
Рисование. -Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. -Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. -Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепка. -Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. -Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликация. -Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. -Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Музыка -Слушает музыкальное произведение до конца. -Узнает знакомые песни. -Различает звуки по высоте (в пределах октавы). -Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Поет, не отставая и не опережая других. -Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). -Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Мониторинг достижения детьми
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 3.2.3.). Мониторинг проводится два раза в год (I неделя октября и IVнеделя апреля). Целью мониторинга освоения образовательной программы является изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях. Задачи: 1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов деятельности. 2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника. 3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития. Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы». 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-4ЛЕТВ соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».), основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Одним из наиболее ответственных за осуществление эффективной педагогической работы лиц является воспитатель. Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована. Согласно Программе планирование образовательной деятельности подразделяется: – на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкально-художественной, восприятие художественной литературы и фольклора) (далее по тексту – организованная образовательная деятельность); – образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; – самостоятельную деятельность детей; – взаимодействие с семьями детей по реализации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности (От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014). Образовательная деятельность построена на комплексно-тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1755). С. 9.). Образовательная деятельность подразделена на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательной деятельности позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации. При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности охвачены все взаимодополняющие образовательные области, установленные ФГОС ДО как «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей»: – Физическое развитие. – Социально-коммуникативное развитие. – Познавательное развитие. – Речевое развитие. – Художественно-эстетическое развитие. Творческий подход, мастерство и желание педагогов осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей младшего дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы мотивированного обучения. Задачи воспитания и обучения· Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Постоянно осуществлять контроль над выработкой правильной осанки. · Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку. · Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности. · Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. · Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям. · Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов. · Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать, и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки. · Формировать элементарные математические представления. · Учить находить в окружающей обстановке один и много однородных предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов «больше - меньше», «столько - сколько». · Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. · Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. · Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия. · Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. · Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности. · Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку. · Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.
перечень основных видов организованной деятельности
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 1 1 – 15 сентября: «Детский сад» (1-6.09.-«Мы пришли в д/с», 7-12.09.-«Кто встречает нас в д/с», 13-15.09.-«Давайте жить дружно!») Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомство с окружающей средой группы, помещениями детского сада. Предлагать рассматривать игрушки, называть их форму, цвет, строение. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Выход: «День вежливости», театрализованное представление «Теремок», родительское собрание 16 – 30 сентября: «Я и моя семья» (18-22.09.-«Мама ,папа, я – здоровая семья!», 25-29.09.-«Что я знаю о себе?») Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. Выход: Спортивное развлечение «Мы растем сильными и смелыми», праздник «День пожилых людей» 2 – 6 октября: Мониторинг 1 – 20 октября: «Осень» (2-6.10.-«Что изменилось осенью?», 9-13.10.-«Осенний урожай», 16-20.10.- «Домашние и лесные животные и птицы осенью») Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями (тракторист, доярка и др.). Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. На прогулке предлагать детям собирать и рассматривать осеннюю листву. Разучивать стихотворения об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Побуждать рисовать, лепить, выполнять аппликацию на осенние темы. Выход: Праздник Осени, Выставка детского творчества, развлечение «Во саду ли, в огороде» 23 октября – 04 ноября: «Мой дом, мой город» (23-25.10.-«Любимый дом», 26-27.10.-«Я живу в городе», 30-31.10.-«Мы - пешеходы», 1.-3.11.- «Городские профессии») Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с родным городом (поселком), его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным переходами (взаимодействие с родителями). Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). Выход: Забава «Музыкальные заводные игрушки», Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения, оформление уголка ПДД в группе 5 – 14 ноября: «Живой уголок» (7-9.11.-«Комнатные растения», 10-14.11.-«Аквариум») Расширять представления о диких животных, их жизни. Знакомить с правилами поведения в природе. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Воспитывать любовь к животному миру. Расширять представления о домашних животных, их детёнышах. Учить видеть отличия (сравнения) домашних животных от «диких». Формировать понятие «домашние». Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к «братьям» нашим меньшим. Формировать общее представление о цветах. Дать понятие, что такое цветок. Познакомить со строением цветка. Учить классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, дом). Учить наблюдать, как сажают цветы и ухаживают за ними. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них. Выход: Экскурсия в «Уголок природы детского сада», оформление уголка природы в группе, Забавы с красками и карандашами, театрализованное представление «Маша и медведь» 15 – 30 ноября: «Мы помощники» (15-22.11.-«Что мы умеем?», 23-30.11.-«Помогаем взрослым») Формировать положительное отношение к труду взрослых. Формировать желание принимать участие в посильном труде. Воспитывать уважение к чужому труду. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых. Познакомить с профессиями (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Выход: развлечение «Встречаем гостей» - столовый этикет ко Дню матерей, фокусы «Цветная водичка», организация дежурства – оформление уголка дежурного 1 – 31 декабря: «Новогодний праздник» (1-7.12.-«В декабре, в декабре все деревья в серебре…», 8-14.12.-«Кто придет на праздник к нам?», 15-21.12.-«Скоро праздник Новый год», 22-29.12.-«Подарки друзьям и близким») Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Выход: Праздник «Новый год», Выставка детского творчества, спортивное развлечение «Зимние радости», родительское собрание 1 – 31 января: «Зима» (9-16.01.-«Что изменилось зимой», 17-23.01.-«Зимние виды спорта», 24-31.01.-«Зимние чудеса») Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Выход: Праздник «Зима», театрализованное представление «Заюшкина избушка», забавы «Сюрпризные моменты» 1 – 23 февраля: «День защитника Отечества» (1-12.02.-«Мы – защитники Родины», 13-23.02.-«Праздник пап») Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Выход: спортивный праздник совместно с папами «Кто быстрее», изготовление подарков папам, развлечение «Масленица» - театрализованное представление «Потешки да шутки» 26 февраля – 8 марта: «8 марта» (26-28.02.-«Моя семья», 1-7.03.-«Праздник мам и бабушек») Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Выход: Праздник «Мамин день», изготовление подарков мамам, развлечение «На бабушкином дворе» 9 – 31 марта: «Знакомство с народной культурой» (12-16.03.-«Народная игрушка», 19-23.03«Народные промыслы», 26-30.03.-«Фольклор»,) Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Выход: Праздник фольклорный, Выставка детского творчества, День воды(22) – развлечение «Ой, бежит ручьем вода», День театра(27)- театрализованное представление «Волк и козлята», Вербное воскресение(1.04) 23 – 28 апреля: Мониторинг 1 – 30 апреля: «Весна» (2-10.04.-«Что изменилось весной», 11-19.04.-«Красавица весна», 20-28.04.-«Что делают птицы и животные весной») Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д). Побуждать детей отражать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности. Выход: Праздник «Весна», развлечение ко дню птиц(1.04) – «На птичьем дворе», театрализованное представление «Были и небылицы» 1 – 31 мая: «Лето» (3-11.05.-«Изменения в природе», 14-22.05.-«Летние дары», 23-31.05.-«Летние чудеса») Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Выход: Праздник «Лето», изготовление подарков мамам, «День Победы», День семей(15), фокусы «Волшебная коробочка», родительское собрание СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов.
18 октября 2017 в 22:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.